ИНЛАЙН ГРУП Инлайн Груп Центр  
Инлайн Груп Центр
главная контакты карта
Главная : О компании : Пресса о компании : Вадим Афанасьев об итогах работы в 2011 году в журнале «Профиль»

27.12.2011

Вадим Афанасьев об итогах работы в 2011 году в журнале «Профиль»

Источник: «Профиль», №47(747) от 19.12.2011

Автор: Андрей Москаленко

С ГОДАМИ КРУПНЕЕ

Все больше российских компаний осознают важность информационных технологий для развития бизнеса. Это позволило ИТ-рынку практически вернуться к докризисным показателям.

Окончательных результатов по итогам 2011 года на отечественном ИТ-рынке, естественно, пока еще нет. Игроки рынка, опрошенные «Профилем», оперируют данными аналитиков и дают свои прогнозы. Так, согласно исследованию IDC, в 2011 году расходы на информационные технологии (ИТ) в долларовом выражении увеличатся на 13,3% по сравнению с 2010 годом, а наибольший темп роста покажет сегмент ИТ-услуг (свыше 20%). Аналитики считают, что более 15% прироста будет иметь сегмент ПО, а следующую позицию займет сегмент оборудования.

В дальнейшем, как предполагают эксперты IDC, расходы на ИТ в России будут расти ежегодно в среднем на 11,6% и в 2015 году составят $41,1 млрд.

На рост в вилке 12-15% рассчитывает большинство участников рынка. «Однако, если брать срез по проектам, которые вели в этом году интеграторы из топ-10 рынка, полагаю, что прогнозируемые на этот год результаты могут быть и более высокими», — уточняет генеральный директор «СИТРОНИКС Информационные Технологии» в России Мария Юргелас. В подтверждение она приводит данные своей компании: «По итогам девяти месяцев 2011 года по выручке «СИТРОНИКС ИТ» выросла на 48% относительно аналогичного показателя за прошлый год. В третьем квартале мы продемонстрировали рост на 90% по сравнению с показателем за третий квартал прошлого года, что стало следствием более высокого, чем ожидалось, уровня продаж оборудования».

По мнению председателя совета директоров «Инлайн Груп» Вадима Афанасьева, ИТ-рынок в целом вернулся сейчас на докризисный уровень. В компаниях, у которых высока доля услуг, рост, по его словам, составил около 40%.

«Примерно с весны 2011 года мы наблюдаем оживление активности — имеющиеся наши заказчики начали запуск новых проектов, масштаб их также стал постепенно восстанавливаться, — рассказывает директор по развитию бизнеса компании «ФОРС» Николай Зезюлинский. — Наверное, можно говорить о том, что предкризисный уровень уже достигнут и наметился постепенный рост».

«Это как вопрос о средней температуре по больнице, — добавляет генеральный директор Fujitsu в России и СНГ Виталий Фридлянд, — так как разные сегменты выросли по-разному — от 10 до 30%. При этом если смотреть на полный спектр использования ИТ в России, то видно, что прошедший год характеризовался ростом комплексных проектов в среднем и малом бизнесе. Этот сегмент воспринял уже как необходимость применение ИТ в своей каждодневной деятельности. Здесь рост, по моим ощущениям и анализу данных, около 35%.» Растут пока, по его словам, сегмент Hardware и сервисные услуги. Акцент на слове «пока» эксперт делает не случайно: «При нынешней нестабильности в Европе, да и у нас после свистопляски с выборами уверенности в так называемой благоприятной обстановке у коммерческих и бюджетных заказчиков не прибавилось».

О том, что отдельные сегменты российского корпоративного ИТ-рынка действительно могут вырасти на 30% и более по сравнению с прошлым годом, говорит и президент компании «Ай-Теко» Шамиль Шакиров. Так, по его словам, значительно вырос и стал существенно более зрелым рынок ИТ в государственном секторе. Крупные компании, относящиеся к «голубым фишкам», инициировали или вели в уходящем году знаковые общекорпоративные проекты внедрения ERP-систем.

«Как раз в сегменте интегрированных систем управления предприятием рынок вернулся к докризисным объемам уже в 2010 году ($649 млн против $606 млн в 2008 году)», — уточняет генеральный директор SAP СНГ Игорь Богачев. Новые точки роста в 2011 году эксперт связывает с развитием «облачных» технологий, мобильных приложений и ростом интереса к инструментам бизнес-аналитики.

«Число запланированных внедрений бизнес-приложений, по данным аналитиков, увеличилось почти в три раза по сравнению с предыдущим годом, составив пятую долю от всех предполагаемых ИТ-проектов», — дополняет Николай Зезюлинский. Также, по словам специалиста «ФОРС», заметно выросло число проектов, связанных с управлением и оптимизацией бизнес-процессов и управлением ИТ-активами. Интерес к этим направлениям в кризис резко усилился и теперь, видимо, находит реализацию в запланированных инициативах. Очень динамично на протяжении нескольких последних лет развивается рынок информационной безопасности, виртуализации и систем хранения данных. Заказчики, по его мнению, стали проявлять все больший интерес к «облачным» сервисам. Многие уже готовы рассматривать вариант аренды вычислительных мощностей вместо капитальных инвестиций в собственную инфраструктуру.

«Тенденция «мобилизации» корпоративных информационных систем, перемещения инфраструктуры и приложений в «облака» стала, на мой взгляд, необратимой для российского рынка, — продолжает тему Шамиль Шакиров. — Сервисная модель ИТ, о которой много говорили в прошедшие годы, наконец-то начала «материализовываться» в нашей стране».

Свое мнение на этот счет у Виталия Фридлянда: «Если в 2010 году только из утюга не говорилось о так называемых «облаках», то в 2011 году пошли первые внедренческие проекты, где высветились предполагаемые ранее подводные камни. Из стадии безудержного оптимизма и видения «облачных» решений как панацеи рынок постепенно переходит к прагматическим запросам и разумным сочетаниям как частных и гибридных «облаков», так и локального использования ЦОДов». Истина, по словам гендиректора Fujitsu в России и СНГ, по-прежнему где-то посередине.

Конечно, предстоит еще доработать законодательные нормы в отношении ответственности за безопасность данных, работоспособность системы, которую несет хостинг-провайдер, и многие другие организационные и правовые вопросы, но несомненно то, по словам Николая Зезюлинского, что в недалеком будущем «облачные» вычисления возглавят топ-список технологических трендов.

Сейчас, по словам директора по региональному развитию сети Stack Data Network Сергея Зайцева, ИТ-специалисты активно обсуждают проблему обеспечения информационной безопасности и способы преодоления инфраструктурных ограничений, которые серьезно сдерживают выход отечественной ИТ-отрасли на качественно новый уровень. Всем уже очевидно, что «облака», привязанные к решениям нескольких вендоров, — это лишь частный случай, который хорош только на первом этапе. Для полноценного доступа к возможностям «облачных» решений и виртуальных сред нужен инфраструктурный базис, способный адаптироваться к специфике разных решений как сегодняшнего, так и завтрашнего дня. Одним из практических ответов на эту проблему стало, например, комплексное решение Stack.КУБ, на основе которого уже создаются новые модульные дата-центры (МДЦ) сети Stack Data Network.

А вот генеральный директор «Энвижн Груп» Алексей Тарасенко одним из основных драйверов деловой активности в отечественной ИТ-отрасли в 2011 году считает государственный сектор. В частности, реализацию масштабной долгосрочной программы «Информационное общество». Если раньше в рамках программы «Электронная Россия» решались вопросы внутренней автоматизации ведомств, то сейчас все инициативы государства направлены на преобразование нашего общества и повышение качества жизни жителей страны за счет внедрения информационных технологий. В итоге удалось достичь существенных результатов. Проект «Электронное правительство», по его мнению, стал самой масштабной информационной системой, внедряемой в нашей стране.

«Центр Сколково, универсальная электронная карта, программы по энергоэффективности и даже не имеющие прямого отношения к ИТ Олимпиада-2014 и чемпионат мира по футболу 2018 года — все эти проекты требуют соответствия информационных и технологических сервисов общемировым стандартам, — высказывается по теме президент группы «Астерос» Михаил Эренбург. — Эти факторы стимулировали развитие как всего российского ИТ-рынка, так и корпоративного сегмента в частности».

Большие потребности в ИТ-решениях наши эксперты также наблюдали у финансовых институтов, ритейлеров и в энергетике. Российские заказчики, по словам Алексея Тарасенко, также начинают доверять и аутсорсингу сервисной ИТ-инфраструктуры. «Это привело к существенному росту данного сегмента рынка, — поясняет он. — Наша компания заключила ряд крупных сервисных контрактов с ведущими операторами связи, банками и энергетическими компаниями». Существенно вырос спрос и на ИТ-консалтинг. Топ-менеджер «Энвижн Груп» связывает это с продолжающимся «взрослением» отечественного ИТ-рынка в целом, что выражается в повышении спроса на сложные комплексные решения, которые требуют серьезной проработки, анализа бизнес-задач и переформулирования их в требования для разработчиков.

Как добавляет Игорь Богачев, требования клиентов стали более четкими, реалистичными, ориентированными на развитие бизнеса и его стабильность. Компании исходят при выборе решений не из стоимости лицензий, а из комплекса факторов — окупаемость, эффективность, совокупная стоимость владения.

«С одной стороны, 2011 год стал для многих компаний переломным в осознании роли ИТ для бизнеса и новых моделей организации ИТ, — продолжает тему Михаил Эренбург. — Зато с другой — рынок продолжает расти все-таки не за счет новых технологий. Большинство компаний по-прежнему консервативны в отношении того, как развивать корпоративные ИТ. Поэтому революции в перераспределении сегментов ИТ-рынка не было. В этом году мы наблюдали только первые зачатки будущих изменений».

Вадим Афанасьев, к примеру, отмечает также серьезное развитие ИТ в области ритейла. Этот сегмент рынка переоснащался в области ИТ довольно интенсивно. «В 2010 году ритейлеры успели сделать очень много, поэтому текущий год не был таким уж бурным, как сразу после кризиса», — отмечает председатель совета директоров «Инлайн Груп».

...

Полный текст публикации

Дата публикации: 19.12.2011