ИНЛАЙН ГРУП Инлайн Груп Центр  
Инлайн Груп Центр
главная контакты карта

Бизнес-ориентированный подход

Данный подход во главу угла ставит задачу ликвидации тех болевых точек бизнес-процессов, которые возникают из-за конфликтующих описаний данных в различных источниках.

Такая направленность на решение конкретных бизнес-проблем ставит организацию в гораздо более выгодное положение для развития задач ведения НСИ, чем технологический подход. Решающим преимуществом бизнес-ориентированного подхода является то, что непосредственный эффект от внедрения технологий управления мастер-данными легко ощутить по тому, устранена ли изначальная бизнес-проблема. Относительным недостатком является то, что первая же выбранная бизнес-проблема может потребовать для своего решения сложных технологий управления данными, и большого объема работ по их внедрению. Правда, в отличие от технологического подхода, в этом случае организация точно знает, что она получит, когда кропотливая работа по внедрению все-таки будет закончена.

Другим аргументом в пользу бизнес-ориентированного подхода является то, что он предопределяет необходимость проделать подготовительную работу прежде, чем будет сделан выбор базовой программной платформы ведения мастер-данных среди множества хороших продуктов, поддерживающих ведение системы управления НСИ.

Подготовка организации к внедрению системы управления НСИ заключается в том, чтобы принять новую парадигму представления о своей информационной инфраструктуре, включающей приложения и их данные. Привлекательность идеи о построении системы управления мастер-данными в значительной степени связана с тем, что использование однозначных определений бизнес-понятий по всей организации позволяет значительно повысить эффективность информационного обмена, а следовательно — ускорить выполнение сквозных бизнес-процессов и сократить затраты на их автоматизацию. Но получение описанных преимуществ невозможно, если организация не решится на пересмотр своих представлений о:

  • схеме отображения бизнес-процессов на существующий набор прикладных систем;
  • определениях бизнес-объектов, которыми оперируют бизнес-процессы.

В организации, давно и успешно стоящей на пути автоматизации, вырабатывается особый взгляд на собственную деятельность, в котором бизнес-процессы становятся неотделимы от поддерживающих их приложений. Сотрудники такой организации на вопрос о ее бизнес-процессах начинают описывать функциональность корпоративных приложений. В результате, целостный взгляд на деятельность организации распадается на представление о ней как о совокупности прикладных функций информационных систем (в бухгалтерии, сбыте, основном производстве и т.п.). Попытка организации видоизменить модель своей деятельности наталкивается на проблему того, что понимание этой деятельности, зафиксированное в моделях данных и бизнес-логике разных корпоративных приложений, зачастую разное.

Так, точка зрения одного приложения на понятие «поставщик» может отличаться от точки зрения другого, и в этих условиях говорить о возможности их интеграции бессмысленно. Также бессмысленно браться за решение задачи построения эталонного справочника поставщиков, не проведя соответствующего бизнес-анализа и не разобравшись с лежащей за информационным концептом семантикой.

Бизнес-ориентированная концепция управления мастер-данными основана на признании определений данных самостоятельными компонентами информационного пространства, важными самими по себе. Именно в признании этого факта и заключается смена парадигмы, и после этого организация действительно готова к внедрению системы управления НСИ.

Отделение наиболее существенных корпоративных данных (мастер-данных, НСИ) от приложений и приведение их определений к виду, наиболее точно отражающему текущее представление организации о своей деятельности решает две проблемы:

  • Устраняет семантическую разобщенность корпоративных приложений, позволяя им взаимодействовать в логически едином информационном пространстве.
  • Предоставляет механизм для осуществления изменений бизнес-процессов через целенаправленное изменение бизнес-семантики в едином контролируемом пространстве мастер-данных.
    Для мастер-данных характерно то, что они относительно редко меняются сами по себе, но зато относительно часто меняются их определения. А эти определения — основа семантического пространства организации, реальное отражение ее деятельности. Изменения определений — первый шаг на пути к изменению любых процессов.

Для практической реализации бизнес-ориентированного подхода к внедрению системы управления НСИ предлагается использовать итеративный подход, при котором на каждой следующей итерации адресуется очередная бизнес-проблема, вызванная конфликтующими данными. Ниже приведены укрупненные шаги, которым необходимо следовать на каждой итерации.

Шаг 1. Провести анализ бизнес-проблемы

Основной задачей данного шага является выявить и описать причины проблемы и убедиться, что они понятны соответствующим функциональным специалистам — тем, которые о проблеме заявили.

В качестве метода анализа удобно и эффективно использовать разные техники построения бизнес-моделей, которых существует множество. Необязательно проводить полный анализ деятельности, модель должна быть ровно такого объема, чтобы охватить болевую точку, которая, как правило, оказывается на стыке бизнес-процессов. Независимо от выбранного инструмента моделирования, важно, чтобы модель включала, в частности, следующее:

  • определения типов бизнес-объектов (кандидатов на включение в состав НСИ);
  • описания атрибутов бизнес-объектов;
  • жизненный цикл бизнес-объектов и значений их атрибутов;
  • источники данных и авторство (вовне, внутри компании);
  • категории пользователей, вовлеченные в обработку.

Модель должна учитывать, что предполагаемые мастер-данные в разных источниках могут быть описаны по-разному, и содержать ВСЕ существующие описания. Также важно, чтобы все описания делались на языке предметной области.

Шаг 2. Провести информационно-технический анализ проблемы

На предыдущем шаге проблема была понята с точки зрения бизнес-логики обработки данных и информационных потоков. Целью второго шага является понять проблему на уровне информационных технологий, которые используются для хранения и обработки данных. В процессе анализа должны быть выделены и описаны, в частности, следующие элементы:

  • информационные системы, участвующие в обработке выявленных бизнес-объектов;
  • структуры базы данных и форматы хранения соответствующих данных;
  • типы соответствующих данных;
  • структурные взаимосвязи между данными и способы поддержания их целостности;
  • действующие бизнес-правила контроля корректности данных;
  • степень актуальности;
  • пути и способы передачи данных между информационными системами.

Результатом информационно-технического анализа становится понимание проблемы с точки зрения специалистов по информационным технологиям.

Шаг 3. Определить способ решения проблемы

Решение исходной проблемы, как правило, лежит на пересечении двух плоскостей — бизнес-процессы и информационные технологии. В современной организации бизнес-процессы и поддерживающие их информационные системы тесно связаны, так что изменение одного неизбежно ведет к изменению другого. Поскольку мы рассматриваем вопрос построения системы управления НСИ, то искомое решение должно каким-то образом опираться на использование технологий управления мастер-данными.

Выбранный способ решения обязательно должен отвечать на следующие вопросы:

  • как будут ликвидированы недостатки в качестве данных, и какие механизмы будут поддерживать их в таком состоянии в дальнейшем;
  • как будет обеспечено распространение и использование качественных мастер-данных вvтех точках бизнес-процессов, где они требуются (через интеграцию информационных систем, бизнес-регламенты или другие механизмы).

Результатом данного шага является конкретный план технических и организационных мероприятий по решению проблемы.

Шаг 4. Осуществление мероприятий по решению проблемы

Конкретный состав мероприятий может быть разным, так же и подход к их выполнению. Как правило, среди мероприятий выделяются следующие:

  • разработка регламентов ведения мастер-данных;
  • очистка (нормализация) данных;
  • доработка существующих информационных систем;
  • внедрение (или расширение) специализированного хранилища эталонной НСИ;
  • интеграция прикладных систем и хранилища эталонной НСИ;
  • создание и обучение группы экспертов по НСИ.

Описанный выше цикл действий следует повторять для каждой выявляемой бизнес-проблемы. Фактически, это непрерывный процесс, приводящий к тому, что для каждой возникающей бизнес-проблемы, вызванной низким качеством корпоративных данных, запускается процесс ее решения. В результате создается и постепенно расширяется и усложняется система управления эталонной НСИ компании, при этом она существует не сама по себе и не ради абстрактной идеи повышения качества данных, а полностью адекватна текущим потребностям бизнеса и востребована им.