ИНЛАЙН ГРУП Инлайн Груп Центр  
Инлайн Груп Центр
главная контакты карта
Главная : Услуги и решения : Системы управления нормативно-справочной информацией (НСИ)

Построение систем управления нормативно-справочной информацией на основе программного продукта Semantica

Понятие НСИ

В информационном поле любой организации, независимо от формы собственности и сферы деятельности, всегда можно выделить данные и представления, которые могут быть классифицированы как нормативно-справочная информация (НСИ).

Понятие НСИ (основные данные, мастер-данные) широко распространено, хотя и не имеет однозначного определения, разделяемого всеми ИТ-специалистами и специалистами предметных областей. В то же время, практический смысл этого устойчивого словосочетания становится понятен из следующих возможных определений:

  • НСИ — это представления реальных объектов внешнего мира, с которыми взаимодействует организация в процессе своей деятельности: контрагентов, товаров, банков, адресов, и т.п.
  • НСИ — это абстрактные информационные структуры, используемые организацией для понимания своей деятельности и внешнего мира: классификации, таксономии, метрики производительности, корпоративные политики и т.п.
  • НСИ — данные, определяющие информационный контекст для бизнес-транзакций. Например, транзакция «осуществить платеж» выполняется в контексте банковских реквизитов плательщика и получателя, которые являются внешними (контекстными) данными по отношению к самой транзакции. Собственно транзакционные данные — сумма платежа и дата.

Ключевым свойством нормативно-справочных данных, вытекающим из сути их определения, является то, что они формируют семантический каркас, горизонтально и вертикально связующий информационное пространство организации, и в значительной степени определяющий его целостность, полноту и релевантность.

вверх
Проблемы, обусловленные низким качеством и недоступностью НСИ

Общий объем нормативно-справочной информации в большинстве организаций, как правило, распределен по множеству разнородных источников — приложениям, базам данных, регламентным документам и др. В результате формы представления и методы ведения разных элементов НСИ сильно разнятся. Следствием отсутствия единой концепции управления основными данными является их низкое качество, проявляющееся в следующих типичных недостатках:

  • Неактуальность
    Обновление НСИ запаздывает во времени, вследствие чего она устаревает и перестает соответствовать реальности.
  • Неоднородность
    Однотипные элементы НСИ имеют разное представление в разных источниках, в результате становится невозможным их совместное использование.
  • Неструктурированность
    Необходимые связи между элементами НСИ не выделены, или не могут быть установлены из-за того, что они ведутся независимо друг от друга в разных источниках; отсутствуют или недостаточно детализированы классификаторы.
  • Некорректность
    Значения элементов НСИ неверны, содержат непонятные аббревиатуры и сокращения, неправильно отформатированы или не удовлетворяют правилам целостности.
  • Неуникальность
    Наличествуют одинаковые по смыслу, но разные по представлению, элементы НСИ, что вносит смысловую неопределенность при попытке отличить один элемент от другого.

Неудовлетворительное состояние нормативно-справочной информации и вызванная им структурная, семантическая и синтаксическая рассогласованность информационного пространства организации являются причиной разнообразных бизнес-проблем.

В качестве примеров отметим следующие знакомые многим негативные последствия отсутствия должного внимания к основным данным предприятия:

  • некорректное представление руководителей и сотрудников о функционировании организации;
  • низкая эффективность информационного взаимодействия между подразделениями, приводящая к несогласованности коллективной работы;
  • дороговизна и трудоемкость интеграции информационных систем и приложений;
  • невозможность обеспечить требуемый регулирующими органами уровень прозрачности деятельности предприятия.

Помимо распространенных проблем с качеством НСИ, типичным для многих организаций является отсутствие понятных и доступных всем сотрудникам процедур доступа к нормативно-справочной информации. Как правило, каждый специалист работает в ограниченном информационном пространстве, обусловленном спецификой его задач, и просто не знает, где и как он может получить, например, полное и актуальное описание того или иного заказчика или продукта. Как следствие, даже если в организации некоторые элементы НСИ и находятся в хорошем состоянии, они все равно не получают широкого использования в операционной деятельности.

вверх
Задача управления нормативно-справочной информацией

Многих описанных проблем можно избежать, если создать в организации специальную систему управления НСИ, которая будет нацелена на решение двух основных задач:

  • поддержание высокого качества НСИ;
  • обеспечение доступности НСИ там и тогда, где и когда она требуется в процессах деятельности организации.

Составляющими компонентами системы управления НСИ являются:

  • регламентная документация, утверждающая принципы и порядок управления НСИ на предприятии;
  • организационные подразделения, ответственные за выполнение конкретных задач в соответствии с регламентом управления НСИ;
  • прикладное программное обеспечение, автоматизирующее функции хранения и ведения НСИ, а также ее распространение по заинтересованным потребителям внутри и вне организации.

Результатом функционирования системы управления НСИ являются собственно сами нормативно-справочные данные — актуальные, целостные и доступные для использования в производственной деятельности.

Все компоненты системы управления НСИ органично дополняют друг друга и в совокупности образуют целостный механизм, подчиненный общей цели. В то же время, очевидна огромная значимость, которую имеет прикладное программное обеспечение для обеспечения эффективности всей системы. Наша компания предлагает специализированный программный продукт собственной разработки — Semantica.

Построение системы управления НСИ в организации — длительный процесс, включающий как организационные преобразования, так и решение множества технических задач по обработке, хранению и передаче информации. Компании, стоящей в начале этого большого пути, необходимо выбрать принципиальную парадигму, в соответствии с которой будет проводиться создание такой системы.

Можно выделить два существенно различных подхода к построению системы управления НСИ — технологический и бизнес-ориентированный, отражающих разные взгляды на место НСИ в системе управления компанией. Выбор подходящего для себя варианта — первая задача любой организации, решающей создать систему управления НСИ.

вверх
Предложение по созданию системы управления НСИ

Мы предлагаем заинтересованным организациям услуги по построению системы управления нормативно-справочной информацией на основе программного продукта Semantica.

Консультанты нашей компании помогут решить следующие задачи:

  • разработать Концепцию системы управления НСИ организации, учитывающую особенности ее процессов, общую стратегию автоматизации, сложность структуры и объемы основных данных;
  • подготовить специалистов группы ведения НСИ (экспертов);
  • настроить программный комплекс Semantica и интегрировать его с информационными системами организации и ее партнеров;
  • нормализовать нормативно-справочную информацию и загрузить ее в репозиторий Semantica;
  • разработать и осуществить стратегию ввода системы управления НСИ в действие.
вверх