Автоматизация контрольных обходов оборудования и помещений АЭС

Проблематика задачи

Обеспечение безопасной эксплуатации технически очень сложного и потенциально опасного оборудования является одной из важнейших задач, стоящих перед персоналом любой атомной станции.

В качестве одной из мер ее решения используются так называемые контрольные обходы оборудования, которые выполняются оперативным персоналом по заданным регламентам (расписанию, маршрутам, назначению).

Основное назначение контрольных обходов — своевременное выявление проблем безопасности на контролируемых объектах через их непосредственный визуальный осмотр и инструментальную оценку состояния.

В то же время, сама идея проведения контроля с помощью человека несет в себе потенциальные риски, связанные с пресловутым человеческим фактором: что если обходчик, в силу каких-либо обстоятельств не вышел на обход, никому об этом не сообщив?

Возможность возникновения таких ситуаций сама по себе означает, что всей системе контрольных обходов доверять нельзя, что автоматически понижает уровень безопасности АЭС.

Подход к решению

Для объективного установления факта присутствия обходчика в контрольных точках обхода было принято решение использовать процедуру его идентификации по специальным меткам, которые физически располагаются вдоль всего маршрута обхода с необходимой плотностью покрытия длины маршрута.

В качестве меток используются либо таблички со штрихкодами, либо RFID-метки, а в качестве устройства идентификации — терминалы сбора данных со встроенными сканерами.

Теперь обходчик должен подтверждать факт своего продвижения по маршруту путем фактического считывания идентификаторов меток. При этом регистрируется время считывания. Такая процедура позволяет убедиться, что человек действительно был на обходе, что он физически находился рядом с объектами контроля в заданное время.

Наличие у обходчиков терминалов сбора данных дало возможность пошагового управления движением по маршруту как последовательности контрольных точек, с указанием траектории (визуальной схемы движения), списка показателей, которые необходимо проверить в каждой точки маршрута и значения которых внести непосредственно в терминал сбора данных через сенсорный экран. При этом возможна работа в офлайн режиме.

Обходчики входят в систему перед началом смены, тем самым идентифицируя себя, и получают задания по обходу, которые автоматически загружаются на терминалы сбора данных.

После возвращения с обхода результаты наблюдений автоматически передаются в базу данных системы, где накапливается вся статистика результатов обходов.

Для автоматизации контрольных обходов оборудования заказчиком было выбрано наше специализированное программное решение «Система контрольных обходов оборудования», которое в настоящее время является частью более широкой по функциональности — платформы решений XR. С использованием платформы XR вместо терминалов сбора данных могут использоваться «умные очки» с голосовым управлением, что освобождает руки обходчика.

Результат

В результате проекта были созданы и успешно функционируют информационные системы мониторинга состояния технологического оборудования в двух филиалах Концерна «Росатом» — на Балаковской АЭС и Ростовской АЭС. 

Успешность проекта подтверждена отзывом заказчика.